Добро пожаловать

Для полноценной работы с нашим порталом вы должны зарегистрироваться и войти под созданной учётной записью.

Вход для клиентов

Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь

  • Владельцу магазина
  • Покупателям
  • iDiscount Визитница
Рекламируем бесплатно!
Берем только % с продаж…
Квартиры по оптовой цене

Проблемы мотивации

05 Май 10
Статьи / Персонал предприятия / Проблемы мотивации
Проблемы мотивации

Тренинги по мотивации персонала являются одним из самых востребованных продуктов на рынке образовательных услуг в сфере бизнеса. Обычно от тренера хотят двух вещей: научите меня (их) мотивировать персонал, или сделайте что-нибудь, чтобы они (я) были больше мотивированны на работу. И тот и другой запрос обычно связан с определенными ожиданиями от тренера, от тренинга, от психологии, вообще от некоторого Другого-знающего-как. Я попробую обозначить несколько важных моментов, связанных с проблемами развития мотивации в отечественной корпоративной среде.

Что такое мотивация? Мотивация — это комплекс действий, условий, обстоятельств, вызывающий целенаправленную активность человека. Мотивация в контексте бизнеса обычно сводится к тому, чтобы побудить делать кого-то то, что этот кто-то делать не желает.

Например, как мотивировать продавца быть более вежливым, обходительным и внимательным по отношению к клиенту, или как мотивировать клиента на покупку товара брэнда Б, а не брэнда А, хотя брэнд А более раскручен и популярен.

Таким образом, в определение мотивации в условиях бизнеса необходимо включить дополнительный элемент — помеху, препятствие, конкурирующий мотив или потребность. Такое видение мотивации чаще всего приводит к скрытому, а то и явному конфликту между мотивирующим и мотивируемыми. Борьба с тем, что людям делать удобно, привычно, по душе — вот, на мой взгляд, частая краска мотивационных проблем в бизнесе.

Поставленная и осознаваемая таким образом задача заведомо обречена на определенные «военные потери», и в итоге приводит к разрушению системы или потерю в качестве. Какова альтернатива? Видеть мотивацию не как борьбу, а как творческий процесс, требующий создания такой мотивационной программы, которая не разрушала бы предыдущие мотивы, а интегрировала бы их в более крупную систему действий.

Каковы ожидания от психологических теорий? Перед одним из тренингов по мотивации у меня состоялся короткий диалог с заказчиком, который спросил, а будет ли в процессе тренинга обсуждаться пирамида потребностей А. Маслоу? Когда я ответил, что не планирую включать в трениговый процесс обсуждение этой модели, заказчик выразил свое твердое желание обязательно уделить этой теории часть времени. «Тот, кто не знает пирамиду потребностей Маслоу, не может эффективно мотивировать персонал», заявил он.

В процессе любого мотивационного тренинга часто звучат названия мотивационных теорий (В. Врума, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга, А. Маслоу, Дж. Адаира и т. д.), и чаще всего звучат они как что-то выстраданное наукой, а значит эффективное, надежное, универсальное. Сами по себе теории действительно хороши. Кто поспорит с тем, что вначале была еда и тепло, а уж потом — потребность в общении и признании?

Однако, данные теории всегда требуют адаптации под конкретную ситуацию и людей, вплоть до переворота с ног наголову пирамиды А. Маслоу (кстати, такой перевернутой пирамидой можно считать представления В. Франкла о природе мотивации личности). От тренинга же ожидают немедленных результатов, изменений.

Ожидают, что теория, ставшая доступной для участников тренинга, усвоенная ими как отче наш, станет надежным инструментом решения мотивационных проблем и задач, забывая о необходимости корректировки теории в реалиях бизнеса. Кроме того, сами по себе психологические теории, даже переведенные на язык навыков и умений, остаются все же теориями психологическими. Существуют законы рынка, законы физиологии, законы физики и т. д.

Даже самый эффективный тренинг по мотивации не принесет ожидаемых результатов, если вся бизнес-машина не поддержит осуществленных изменений. Это как в семьях с алкоголиком. Его отправляют на лечение, он избавляется от зависимости, возвращается назад в семью и... снова за стакан. И все недоумевают — почему? Оказывается, нужно было меняться всем вместе, группой.

Идеальная программа по мотивации могла бы возникнуть в результате следующей цепочки событий. Заказчик осознает необходимость проведения мотивационных процедур и обращается в консалтинговую контору, которая выделяет нескольких специалистов для проведения психотехнического обслуживания клиента. Один из специалистов проводит аудит компании с целью выяснить подробную карту, на которой необходимо проложить мотивационный маршрут.

Другой специалист (или группа таковых) проводит серию обучающих тренингов для специалистов разного уровня компании — от топ-менеджеров до первой линии компании, внедряя единую систему представлений, коммуникативных навыков и идей, связанных с мотивацией. В результате этого этапа формируется база для дальнейшей работы по созданию устойчивой мотивации.

В эту базу входят подготовленные сотрудники и собранная информация о внешнем и внутреннем рынке компании. Следующим шагом реализуется ряд мероприятий, направленный собственно на повышение мотивации и установление устойчивой системы ее поддержания. Среди этих мероприятий обязательны: пересмотр и установление новой системы оплаты сотрудников, проведение супервизорских встреч для управленцев, организация постоянной обратной связи со стороны тех, кто является конечным адресатом процедур мотивации.

Помимо этого, потребуются специфические процедуры, уникальные только для данной компании и для данных условий, которые невозможно предугадать заранее. Наконец, по прошествии некоторого времени необходимо повторить данную процедуру, поскольку прежние решения устаревают, требуя новых подходов, теорий и новой энергии.

Например. Ко мне обращается владелец небольшого салона элитной мебели: «Сотрудникам фирмы созданы идеальные условия для работы, а они вместо того, чтобы бегать за клиентами, нихрена не делают; как поступить в такой ситуации?».

Ясно, что простое проведение обычного тренинга по мотивации будет лить воду на мельницу идеальных условий. Сотрудники итак чувствуют, что двигаться больше некуда, стремиться больше не к чему, а если еще и тренинг удалой забабахать — совсем почувствуют себя в шоколаде.

Таким образом, главная особенность этой ситуации такова: сотрудники уже имеют идеальные условия, а значит нет необходимого зазора между настоящим и будущим, в котором и может осуществляться движение к клиенту.

Первое действие — это выяснение у сотрудников есть ли что-то «неидеальное» в идеальных условиях?

Второе — усиление этого «не идеального обстоятельства», формирование условий, от выполнение которых зависело бы наличие или отсутствие этого неидеального обстоятельства. Самым простым «неидеальным» обстоятельством часто называется зарплата, что естественно — денег мало не бывает.

Ну и самым классическим решением является установление системы бонусов в зависимости от количества клиентов, с которыми проработал конкретный сотрудник. В случае мебельного салона таким «мешающим» обстоятельством был график работы. Сотрудники жаловались, что он недостаточно гибок.

Для повышения мотивации выбор рабочих дней был поставлен в соответвтие тому, сколько клиентов обрабатывает человек — кто больше отрабатывает, тот имеет право выбирать день выходного. Данное решение позволило запустить механизм стремления к лучшему и здоровую конкуренцию среди продавцов. И то и другое выполнили задачу изменения мотивационного цикла, и создало основу для дальнейшей работы с коллективом.

Что в итоге? Программа мотивации требует комплексного решения, задействующего специалистов разного профиля и сопряжена с достаточно серьезными подвижками в организации. Хочешь получить серьезный результат — серьезно потрудись для его достижения. При этом заказчику необходимо быть готовым к тому, что изменения потребуют пересмотра стратегических планов и миссии компании.

В данном эссе совсем не освещаются такие мотивационные программы как «веревки», «корпоративный отдых» и т. д., поскольку на мой взгляд, данные программы являются своеобразным болеутолящим, не решающим проблему мотивации, а подчас напротив, усугубляющим глубинные причины исчезновения мотивации у сотрудников компании-заказчика.

  • Currently 0.00/5

Рейтинг: 0.0/5 (всего 0 голосов) Вы cможете голосовать, если зарегистрируетесь


Похожие статьи:

27 Май 10
Психология на службе управления

Человеческую психику по праву можно считать одним из мощных ресурсов успешного развития бизнеса. Психические процессы, происходящие в коллективе, способны как поддерживать производственную деятельность, так и препятствовать ей. Чем способен помочь руководителю психолог-консультант? Что даст действующему руководителю его помощь? Попробуем разобраться...

11 Май 10
Бизнес – тренинг – инструмент для современного управления

Российские компании и фирмы вот уже на протяжении многих десятилетий проигрывают борьбу западным компаниям и фирмам за рынки сбыта. Мы до сих пор не могли разобраться и понять, в чем же все-таки проблема. Сначала нам казалось, что загадка таится в низкой производительности труда. Ан нет! Причина кроется в совершенно другом. Дело в том, что менеджеры современных отечественных компаний просто...

07 Май 10
10 ошибок руководителя в работе с персоналом

На руководителе лежит вся ответственность за успешность построения бизнеса, стратегии и тактики развития, принятие решений, организация кадровой политики и многие другие обязанности.

05 Май 10
Кадровый вопрос в России

Нет такого вопроса. Все стенания по поводу нехватки квалифицированных кадров, отсутствия трезвых работников, недостаточного трудолюбия, а другими словами лености, неумения и нежелания работать, нанятых сотрудников — не более чем миф, культивируемый собственниками и менеджерами, чтобы оправдать неумение эффективно управлять своим бизнесом.

30 Апр 10
Кадровый консалтинг - что это?

Еще с советских времен девиз «Кадры решают все!» не вызывает сомнений у тех, кто занимался организацией бизнеса. У вас может быть перспективная бизнес-идея, передовое оборудование, эксклюзивное сырье, но если работники недостаточно квалифицированы или работают «в полсилы», ваше преимущество будет значительно снижено, а то и вовсе «сойдет на нет».

Товары и услуги по данной теме:

Опрос

Хотите перейти с пластиковой карты на электронную?

Погода в Тюмени

Сегодня

ночь

без осадков, ясно
без осадков, ясно
14

утро

без осадков, ясно
без осадков, ясно
18

день

без осадков, малооблачно
без осадков, малооблачно
24

вечер

без осадков, пасмурно
без осадков, пасмурно
21
Предоставлено Gismeteo.Ru

Ассоциативные теги

добавить на Яндекс