Добро пожаловать

Для полноценной работы с нашим порталом вы должны зарегистрироваться и войти под созданной учётной записью.

Вход для клиентов

Забыли пароль?

Зарегистрируйтесь

  • Владельцу магазина
  • Покупателям
  • iDiscount Визитница
Рекламируем бесплатно!
Берем только % с продаж…
Квартиры по оптовой цене

4 ускорителя

30 Ноя 09
Статьи / Бизнес / 4 ускорителя
4 ускорителя

В отличие от Европы и Америки кризис, увольнения и общее падение спроса не стали в России поводом для дефляции. «Секрет фирмы» исследовал причины, побуждающие предпринимателей следовать докризисной ценовой стратегии и обнаружил, что многим удалось заработать на росте цен на товары и услуги во время кризиса.

В июне сеть гипермаркетов электроники «М.Видео» прекратила бесплатно раздавать на кассах пакеты. Любимую потребительскую халяву, которая так удачно прижилась в домах в качестве мусорных мешков, теперь нужно покупать.

Потому что из обычных полиэтиленовых они превратились в оксибиоразлагаемые и больше не наносят вред окружающей среде. Правда, теперь они стали наносить вред кошелькам клиентов «М.Видео».

По итогам трех месяцев акции, сообщает ритейлер, потребление пакетов упало в 11 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: спрос на них оказался весьма чувствителен к цене.

Пример, конечно, комичный. Если бы такие сети, как «Наш гипермаркет» и «Седьмой континент», тоже не взвинтили цену пакетов с математической точки зрения бесконечно, повысив их с нуля до 0,8–1 руб. И даже не потрудились заменить их биоразлагаемыми.

Для СФ это стало последней каплей. Мы решили провести расследование: что есть в России такого особенного, что позволяет компаниям поднимать цены на товары даже на фоне падения платежеспособного спроса населения?

Ведь в феврале 2009-го Минэкономразвития зафиксировало максимальный за пять лет уровень оставшихся без работы людей — 9,5% от общего числа экономически активного населения. Не говоря уже о падении платежеспособного спроса и пробудившейся, согласно данным исследования Nielsen, тяге населения к экономии.

Ещё больше укрепились мы в своих намерениях, изучив статистику по росту цен на потребительские товары и услуги в других странах (см. схему на стр. 84–85): инфляция там практически прекратилась, а в некоторых государствах даже отмечена дефляция. Вряд ли американцы или французы пострадали от кризиса больше россиян.

К примеру, в Германии ещё в начале года снизились цены на товары повседневного спроса: хлеб, колбаса и йогурты подешевели на 7–20%. В то время как Росстат фиксирует по этим же категориям повышение цен соответственно на 4,4%, 19,5%, 4,7%. В прошлом году, по данным российского статведомства, потребительская корзина в России подорожала на 13,2%, а по итогам девяти месяцев текущего года — ещё на 8,1%. Это ещё без учета подорожания пакетов.

Свое расследование мы начали с ритейла, ведь именно его обычно и производители, и власти норовят поймать на манипуляциях с ценами. По крайней мере, одного ритейлера, пытавшегося повысить цены в 2009 году, мы обнаружили. Им оказался совладелец и председатель совета директоров калининградской продуктовой сети «Вестер» Олег Болычев.

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Олег Болычев продает сотрудникам мед с пасеки своего тестя. В прошлом году литровая банка шла по 1500 руб.- столько же стоил мед и в рознице. Шла, по словам Болычева, неплохо, хотя «медовую» выручку он не раскрывает. В этом году Болычев попробовал продавать мед по 2000 руб.: «в стране же инфляция».

Однако сотрудники с такой инфляцией рискнули не согласиться и продукцию тестя босса покупать перестали. Как выяснил Олег позже, на полках магазинов, в том числе в самом «Вестере», мед подешевел на 20%.

В принципе, с падением спроса столкнулась вся розница. По данным Росстата, оборот розничной торговли в первом полугодии этого года снизился на 3 процентных пункта к аналогичному периоду прошлого года, и это с учетом 13-процентной инфляции.

Продажи бытовой техники и электроники, по данным октябрьского исследования «ГфК-Русь», за тот же период упали в деньгах на 43,1%. Сказалось стремление приобрести как можно более дешевый товар. Окси-биорастворимый пакет? Спасибо, не надо.

Однако очень быстро стало ясно, что роль розницы в нагнетании цен неоднозначна (см. фактор N2 в матеиале 4 гипотезы). Слишком по-разному вели себя цены на различные товары. Это видно из отчета Центробанка «Инфляция на потребительском рынке» за август 2009 года.

Скажем, растительное масло дешевело весь 2009 год, а сахар дорожал до середины лета. И согласитесь, трудно представить себе, что ритейлеры все как один решили сыграть по маслу на понижение, а на сахаре, наоборот, подзаработать.

Надо было копать глубже.

85% россиян, по данным мартовского опроса ВЦИОМ, считают рост цен главным проявлением кризиса

30% — на столько, согласно исследованию «Ромир панель», выросли расходы российских домохозяйств на товары повседневного спроса за девять месяцев этого года

$114 млрд составил объем импорта в январе—августе 2009 года, по оценке Минэкономразвития. Это почти на 40% меньше, чем за аналогичный период прошлого года

Любой ценой

С осени 2008-го «Вимм-Билль-Данн» продает молоко и соки в Северном административном округе Москвы в убыток. Что такого особенного в этом САО? Влиятельный префект, Олег Митволь.

Как рассказал СФ председатель совета директоров «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили, специальная программа по снижению цен на некоторые социально значимые продукты запущена по личной просьбе экс-замруководителя «Росприроднадзора».

«Конечно, речь идет об ограниченном количестве товара. Не могу назвать точную сумму наших потерь, но не больше $1 млн»,- говорит Якобашвили. Совладелец ВБД заверил, что всем желающим префектам компания не сможет преподносить подобные подарки: «Мы должны зарабатывать, а не благотворительностью заниматься. И так нынешние условия давят на бизнес — те же тарифы растут».

Отсутствие Митволя как фактор, разгоняющий инфляцию, мы решили не рассматривать — все же это только жителям отдельно взятого округа Москвы так повезло с администрацией. Или, точнее, не повезло тем компаниям, которые ведут там бизнес.

По той же причине мы исключили из исследования ставки по кредитам и тарифы. Конечно, они вызывают рост расходов, которые компенсируются ростом цен. Но трудно представить, что ещё какой-нибудь Митволь скупил все российские маслобойни и теперь они в отличие от тех же сахарников пользуются услугами РЖД бесплатно.

Тогда мы выявили топ-10 товаров, которые за время кризиса (с сентября прошлого года по август нынешнего) наиболее ощутимо подорожали (см. график). Теперь оставалось пообщаться с их производителями о том, что случилось с их продажами и удалось ли на этом заработать.

Не тут-то было.

Кто виноват

На самом деле мы не собирались никого обвинять. В конце концов, каждый волен сам решать, что ему делать со своими собственными ценами.

Равно как и потребитель в ответ волен распоряжаться деньгами на свое усмотрение. Вот упали же в «М.Видео» продажи растворимых пакетов. Так что наша задача была чисто исследовательская: понять мотивы этой стратегии и оценить, как она отразилась на бизнесе.

Но в отличие от «М.Видео» собеседники СФ неохотно признавались в том, что поднимали на что-либо цены. Каждый второй из них не менял ценников в большую сторону, а если и менял, то незначительно. Если верить этому социологическому опросу, в росте цен виноваты:

а) Конкуренты. «Они поднимают цены, а мы лишь следуем предписаниям рынка»,- уверяет генеральный директор крупного производителя одежды.

б) Чиновники. «Почему я должен закладывать минимум 15% своих расходов на взятки?» — возмущается девелопер.

в) Государство в целом: «Пока у нас монополизированы все основные ресурсы, пока будут идти постоянные спекуляции с валютой, можно не просить бизнес заботиться о потребителях»,- неумолим владелец федеральной розничной сети.

И все же, отринув риторику об устройстве государства российского, шаг за шагом мы составили список из четырех гипотез о том, какие объективные и субъективные факторы заставляют всех (или почти всех) участников выбранных нами отраслей действовать в унисон, как взвод солдат на строевом смотре.

СТРАХ перед будущим заставляет предпринимателей максимизировать прибыль, в том числе за счет роста цен: лучше деньги сегодня, чем лояльный клиент завтра, учитывая, что «завтра» может и не быть

ЖАДНОСТЬ хоть и не экономическое понятие, но социальное явление, которое определяет устройство бизнеса в тех отраслях, где ещё сохранились длинные цепочки посредников

СЛАБОСТЬ экономики вынуждает ритейлеров импортировать значительное количество товара, а производителей — закупать за рубежом сырье. Не слишком выгодная модель, когда девальвируется рубль

  • Currently 0.00/5

Рейтинг: 0.0/5 (всего 0 голосов) Вы cможете голосовать, если зарегистрируетесь


Похожие статьи:

17 Мар 10
За счет потребителя решает бизнес свои проблемы во время кризиса

Вчера консъюмерские организации во многих странах мира констатировали, что кризис положительно повлиял на интересы потребителей. Другое дело — Россия. О том, как экономический спад отразился на соотношении цены и качества товаров в нашей стране, мы попросили рассказать председателя Союза потребителей России Петра Шелища.

04 Дек 09
Как компании борются с дискаунтерами

Появление конкурентов, чья бизнес-модель основана на предельно низких ценах, сильно осложнило жизнь традиционным компаниям. Им пришлось изобретать изощренные средства противодействия и порой самим становиться дискаунтерами.

19 Июл 10
Как пользоваться интернетом в 2025 году

Добро пожаловать в Интернет! Соблюдая перечисленные ниже простые правила, вы обеспечите себе спокойную и безопасную работу во всемирной сети.

31 Май 10
Прием 18: тест-драйв

ГЛАВА ИЗ КНИГИ «Маркетинг без бюджета. Совсем без бюджета», которая вышла в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

Цель приема. Увеличение продаж.
Сложность реализации. Невысокая.
Стоимость. Невысокая.
Кому поручить. Коммерческому директору или маркетеру.
Сроки «изготовления». В течение недели.

06 Май 10
Александр Медведев: продажи – это острие бизнеса, на этом этапе видны результаты работы всех отделов компании

Что является критерием эффективных продаж? Объем проданного товара? Репутация торгового представителя? Или, может быть, количество постоянных потребителей продукта? В любом случае, в каждом из этих параметров отражается результат работы не только торговых представителей, но и логистов, маркетологов, и топ-менеджеров компании. О том, как и почему необходимо проводить диагностику эффективности работы компании,...

Опрос

Хотите перейти с пластиковой карты на электронную?

Погода в Тюмени

Сегодня

день

без осадков, малооблачно
без осадков, малооблачно
-11

вечер

без осадков, малооблачно
без осадков, малооблачно
-13

Завтра

ночь

без осадков, ясно
без осадков, ясно
-15

утро

без осадков, ясно
без осадков, ясно
-20
Предоставлено Gismeteo.Ru
добавить на Яндекс